Характеристика тревожного и гиперактивного ребенка
Поделиться:
Характеристика тревожного и гиперактивного ребенка Характеристика тревожного и гиперактивного ребенка Тревожность — это состояние нервно-психического напряжения, которое препятствует успешности, тормозит деятельность, ухудшает ее результативность. Повышенная тревожность в сочетании с неуверенностью, когда она сопровождается низкой результативностью и отрицательными оценками, переживается болезненно, особенно в детском возрасте. Характерными проявлениями тревожности являются: - Беспокойство - Раздражительность - Слезливость - Пассивность и скованность - Неадекватные реакции - Возможные покраснения, тики, заикание Причины тревожности: 1. обусловленность психодинамическими свойствами (чаще наблюдается у холериков и меланхоликов) 2. формирование под влиянием типа семейного воспитания 3. тревогу порождает собственный опыт неудач 4. тревожность может возникать и у детей с хорошей результативностью и с высоким положением в группе (обусловлена чрезмерными притязаниями дошкольника и одновременно боязнью оказаться не на высоте собственных требований) Пути преодоления тревожности: 1. попытаться ликвидировать основные причины возникновения тревожности, т. е. - повысить самооценку - вселить уверенность - обучить навыкам общения и взаимодействия с другими - обеспечить условия для высокой результативности деятельности 2. настрой ребенка на эмоциональное состояние успеха («Помнишь, в первый раз у тебя хорошо получилось») 3. научить улыбаться для снятия напряженияХочу такой сайт 4. учить детей специальному дыханию в ситуации тревоги (вдох вдвое длиннее, чем выдох, задержка дыхания) 5. «мысленная тренировка» - проигрывать ситуацию тревоги как до совершения действия, так и после (сыграть сильный страх, тревогу, боязнь) 6. ободрение, вселение уверенности (улыбка, сочувствие, погладить по спине, похлопать по плечу и т. д.) Недопустимо усиливать тревожность ребенка страхом наказания, как само наказание, кроме наказания огорчением самого взрослого, так и предчувствие и боязнь его должны быть устранены. Гиперактивные дети — этот тип доставляет большие неприятности как родителям, так и воспитателям. Дети, не соблюдающие нормы и правила взаимодействия, делают это сознательно, чаще всего в силу незнания этих норм и правил, некоторого личностного инфантилизма, а также в силу преобладания непроизвольных форм поведения. Они ведут себя спонтанно, без элементарного планирования и выбора оптимальных способов реагирования. Это приводит к конфликтам со сверстниками и взрослыми, негативному эмоциональному реагированию. Дети с «повышенной энергетикой» проявляют любознательность, склонность к экспериментированию: «Что будет, если сунуть шпильку в розетку?». Однако, это можно поддержать, поставить на «научную основу», т. е. сделать контролируемой, тогда многие негативные явления снимаются, а желание проявить себя и высокая любознательность останутся и будут позитивно развиваться. Тактика поведения с гиперактивными детьми: - главное — быть последовательным и постоянным - важно говорить медленно и спокойно - следует стараться сохранить спокойствие и держать себя в руках, заранее подготовившись к возможному конфликту, реагировать на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка - необходимо избегать непрерывных одергиваний и запретов «не смей!», «прекрати», «нельзя» - отделять поведение ребенка, которое мешает не нравиться от его личности - обеспечить гиперактивному ребенку строгий режим - быть терпеливым, показать и объяснять по несколько раз - если надо заняться чем-то одним, остальное- убрать, чтобы не мешало - дать постоянное поручение в пределах возможного - следует предупреждать и распознавать сигналы, предупреждающие о взрыве - отвлечь ребенка и обсудить конфликтную ситуацию - зная о повышенной возбудимости ребенка включать в игру не более 2-3 детей -нельзя жалеть, дразнить, бояться гиперактивного ребенка, относиться к нему снисходительно - согласованная тактика воспитателей и родителей по отношению к ребенку. Таким образом, учитывая данные характеристики, можно строить дальнейшую работу с детьми.